При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

26.02.2021 редакция от 26.09.2021

Разъяснения Ростехнадзора по лицензированию отдельных видов деятельности с 2021 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 25 декабря 2020 г. N 00-02-05/1286

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с вступлением 1 января 2021 г. в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности", Федерального закона от 28 ноября 2019 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности, относящихся к компетенции Ростехнадзора, направляет разъяснения по вопросам применения указанных нормативных правовых актов при реализации территориальными управлениями Ростехнадзора их полномочий согласно приложению к настоящему письму.

Поручаю руководителям территориальных управлений Ростехнадзора довести сведения, содержащиеся в приложении к настоящему письму до работников, принимающих участие в предоставлении государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности, и в срок до 31.12.2020 сообщить в Ростехнадзор на адрес электронной почты {v.nikiforov@gosnadzor.gov.ru} об исполнении данного поручения.

А.В.ДЕМИН


Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ 01.01.2021 ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I

Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) внесены вступающие в силу 01.01.2021 изменения, обеспечивающие переход на реестровую модель предоставления государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности (далее - соответственно реестровая модель и лицензирование), предусматривающие установление в том числе следующих требований законодательства в сфере лицензирования.

  1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности при условии наличия в реестре лицензий записи о предоставлении соответствующей лицензии, дающей ему право на осуществление такого вида деятельности (оформление лицензий на бумажном носителе прекращается).
  2. Доведение до соискателя лицензии или лицензиата сведений о внесении в реестр лицензий записи о предоставлении или переоформлении лицензии путем направления в его адрес соответствующего уведомления.
  3. Направление заявителю при указании им в заявлении на такую необходимость одновременно с вышеуказанным уведомлением также выписки из реестра лицензий (при этом выписка на бумажном носителе предоставляется за плату, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа - без взимания таковой).
  4. Изменены отдельные требования к составу сведений и документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган в целях предоставления или переоформления лицензии:
    1. не требуется указание в заявлении о предоставлении лицензии адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иных сведений, подтверждающих факт уплаты указанной государственной пошлины;
    2. не требуется приложение к заявлению о переоформлении лицензии оригинала действующей.
  5. Исключение из Федерального закона N 99-ФЗ понятий дубликата и копии лицензии, в связи с чем соответствующие документы с 01.01.2020 лицензирующим органом заявителям не предоставляются.
  6. Сведения о конкретной лицензии предоставляются заявителю в течение трех рабочих дней с момента получения лицензирующим органом заявления о предоставлении таких сведений.

II

Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 92 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем, предусматривающим уплату в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, одной наибольшей по размеру государственной пошлины (норма вступает в силу с 01.01.2021).

III

1. С 01.01.2021 вступают в силу следующие положения о лицензировании конкретных видов деятельности (далее - при совместном упоминании новые Положения о лицензировании):

При этом соответствующие ранее действовавшие Положения о лицензировании утрачивают силу.

2. Новыми Положениями о лицензировании установлены отдельные лицензионные требования, отличные от требований, содержащихся в утрачивающих с 01.01.2021 силу Положениях, в том числе в части:

  • требований к составу сведений и документов, предоставляемых заявителем в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензии;
  • требований к специалистам (работникам), состоящим в штате соискателя лицензии, лицензиата;
  • требований к принадлежащим соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудованию для обработки результатов измерений и средствам измерений.

Обращаем внимание, что подпункт "а" пункта 4 и подпункт "б" пункта 6 Положения ПМ в части, касающейся дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности, вступают в силу с 01.07.2021.

С учетом установления вышеуказанными Положениями новых лицензионных требований в их текстах определены также новые перечни грубых нарушений лицензионных требований.

Кроме того, новыми Положениями о лицензировании конкретизирован предмет лицензионного контроля - соблюдение лицензиатом (соискателем лицензии) лицензионных требований.

3. Положением ПМ предусмотрено перераспределение (объединение по признакам сходства и последовательности выполнения) составляющих лицензируемую деятельность видов работ. Виды работ, перечисленные в пунктах 3 Положения ПМ и положения, утрачивающего силу с 01.01.2021 (далее - также Положение N 257), соотносятся между собой следующим образом:

  • пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, указанные в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257, включены в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;
  • виды работ, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения ПМ, ранее входили в состав работ, указанных в подпункте "а" пункта 3 Положения N 257;
  • наблюдение за состоянием горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "в" пункта 3 Положения ПМ;
  • обоснование грани горных отводов, указанное в подпункте "б" пункта 3 Положения N 257, включено в подпункт "е" пункта 3 Положения ПМ;
  • определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, а также проектирование маркшейдерских работ, указанные в подпункте "д" пункта 3 Положения N 257, включены соответственно в подпункты "е" и "ж" Положения ПМ.

Таким образом, Положение ПМ не предусматривает новых видов работ, и его вступление в силу не влечет необходимость переоформления лицензий на осуществление деятельности по производству маркшейдерских работ в связи с изменением перечня составляющих указанную деятельность видов работ.

4. Положением ПМ и Положением ВХ предусмотрены следующие нормы, учитывающие особенности осуществления соответствующих видов деятельности, и выполнения составляющих их работ:

  • производство маркшейдерских работ по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;
  • осуществление в рамках деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - ОПО ВХ) работ, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 7 приложения к Положению ВХ, на объектах, на которых ведутся буровые работы с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья, по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии;
  • соискатели лицензии, лицензиаты, намеренные осуществлять деятельность по эксплуатации ОПО ВХ по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на ОПО ВХ, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленный особенностями технологического процесса, вместо документов и сведений, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, вправе представить в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ.

5. В соответствии с приложением к Положению ВМ распространение взрывчатых материалов промышленного назначения не входит в состав деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.

IV

Принимая во внимание переход срока рассмотрения значительного количества представляемых соискателями лицензий и лицензиатами документов на 2021 год, обращаем внимание на следующее.

Предметом проводимых в конце 2020 - начале 2021 годов проверочных мероприятий (документарных и внеплановых выездных проверок) является соблюдение лицензионных требований, установленных действующими на момент проведения проверки положениями о лицензировании.

Кроме того, в случае проведения в 2021 году внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, распоряжение о проведении которой издано в 2020 году, необходимо обеспечить соответствие содержащихся в нем положений требованиям законодательства, действующим на день начала проверки (предмет проверки; обязательные требования, подлежащие проверке, и т.д.).

При этом обращаем внимание, что с 01.01.2021 административные регламенты Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг по лицензированию конкретных видов деятельности до регистрации в Минюсте России новых административных регламентов применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации в области лицензирования (с изменениями, вступающими в силу 01.01.2021).

V

Результатом рассмотрения поступивших в конце 2020 года запросов на получение на бумажном носителе сведений о конкретной лицензии в форме выписки из реестра лицензий, предусмотренных частью 8 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ, срок выполнения которых истекает в 2021 году, должно являться уведомление заявителя об отказе в предоставлении такой выписки в связи с отсутствием платы за ее предоставление (с учетом требования части 3 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ в редакции от 31.07.2020).

Порядок взимания и возврата платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе установлен вступающим в силу 01.01.2021 приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 N 742 (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2020, рег. N 61378), адрес размещения на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно указанному приказу размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе (далее - плата) составляет 3 000 рублей.

Информация о банковских реквизитах счетов, иная информация, необходимая для перечисления платы, а также информация о размере платы доводится территориальным органом Ростехнадзора до лиц, подающих в лицензирующий орган заявление о предоставлении сведений, путем ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет".

Денежные средства, поступающие в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, учитываются как прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета и с 01.01.2021 отражаются по КБК 498 1 13 01991 01 6000 130.

Соответствующие изменения в приказы Ростехнадзора по администрированию доходов в части поступления денежных средств в качестве платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе будут доведены до территориальных органов Ростехнадзора после их утверждения в установленном порядке.

Принимая во внимание содержание подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства, утвержденного Президентом Российской Федерации (N Пр-1648 от 10.10.2020), планируемая дата прекращения выдачи лицензирующими органами вышеуказанных выписок на бумажном носителе - 01.07.2021.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий

+