При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

18.11.2015 редакция от 03.07.2016

Зачем переоформлять лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов?



На сегодняшний день Ростехнадзор при проведении плановых выездных проверок в своих предписаниях обязательно указывает предприятию переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, если она старая.

Вот пример такого предписания, взятого у одного из наших Заказчиков:

№ п/ п Характер выявленных нарушений Наименование нормативно-правовых актов, инструкций, правил и номера статей (пунктов), требования которых нарушены Лица, допустившие нарушения
1. Не переоформлена лицензия от ______ № ____________ в связи с изменением наименования вида деятельности, а также в связи изменением перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретного вида деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения. Пункт 12. части 1. статьи 12, пункт 6.1. статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ); п. 11, 12 » Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.06.2013 № 526). _________ -

заместитель

генерального

директора по

техническим

вопросам

После такого предписания, предприятию дается 3 месяца на устранение указанного замечания.

Многие предприятия-владельцы ОПО переоформили или уже переоформляют лицензии, однако до сих пор у некоторых возникает вопрос, а зачем и на основании чего нужно переоформлять лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов?

Если открыть КонсультантПлюс, а большинство юристов предприятий так и делают, то набрав в поиске " 99-ФЗ" и перейдя к статья 12 данного закона пункт
"12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ;"
мы видим рядом
«Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ».
Выбираем в распахнувшимся списке «Переоформление лицензии >>>» и читаем дословно:

«До 1 июля 2013 г. соискателям выдавались отдельные лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов и эксплуатацию химически опасных производственных объектов. Такие лицензии продолжают действовать после указанной даты и не требуют переоформления.»

Далее идут разъяснения, включая ссылки на законы и постановления (разъяснения правильные, но не учитывающие ч.6.1. статьи 22 99-ФЗ ), и два вывода:

«… выданные до 03.11.2011 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов должны действовать бессрочно и переоформлять их не требуется…»

«по окончании срока действия выданные ранее (до 3 ноября 2011 г.) лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов должны быть переоформлены.»

Полностью ознакомится с мнением юристов КонсультантаПлюс можно в конце статьи. Там же и выдержки из нормативных документов.


Вот поэтому, еще раз для предприятий, обладающих старыми лицензиями на эксплуатацию взрывопожароопасных ИЛИ лицензиями на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, которые были получены до появления классов ОПО и единой лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО, разъясним вопрос, а зачем и на основании чего нужно переоформить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в случаях:

  • реорганизации юридического лица в форме преобразования,;
  • изменения его наименования, адреса места нахождения,;
  • изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности,;
  • изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Однако частями 4 и 6.1 ст. 22 того же Федерального закона №99-ФЗ предусмотрено три дополнительных основания для переоформления лицензии , а именно подлежат переоформлению:

  • лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены (см. ч.4 и ч.6.1 ст.22 99-ФЗ);
  • лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности (см. ч.4 и ч.6.1 ст.22 99-ФЗ);
  • и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения (см. ч.6.1 ст.22 99-ФЗ).

Последний пункт вступил в силу 15.11.2014г. согласно Федеральному закону №307-ФЗ «О внесении изменений в КоАП и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .

Иными словами, Ваша лицензия на эксплуатацию любых видов ОПО должна содержать вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ), а также обязательно должна содержать перечень выполняемых работ (обычно Приложение №1). Более того, наименования этих выполняемых работ должны один в один соответствовать «ПЕРЕЧНЮ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ I, II И III КЛАССОВ ОПАСНОСТИ», указанному в » Постановлении Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".

Срок переоформления лицензии по перечисленным в ст.22 основаниям в Федеральном законе №99-ФЗ (ни в статье 18, ни в статье 22) не указан, но это лучше сделать до ближайшей проверки Ростехнадзора.

В конце хотелось бы отметить, что предписания Ростехнадзора можно оспорить и в суде. Существующая судебная практика по вопросу переоформления лицензий достаточна неоднозначная. Суды выносят разные решения, то в пользу Ростехнадзора, то в пользу Заказчика, бывает уменьшают суммы штрафов. Ознакомится можно в системе КонсультантПлюс. Вот несколько недавних примеров для ознакомления.


Мы предлагаем свои услуги в помощи по оформлению и переоформлению лицензий Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО, а именно:

  • анализ документации на предмет готовности предприятия к эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, включая проведение аудита промышленной безопасности, проверки предприятия с целью выявления несоответствия документов или технического состояния ОПО, которые необходимо устранить до получения лицензии;
  • проведение необходимых работ для получения лицензии (доработка документов, положений, приказов, разработка новых, например, планов мероприятий, выполнение экспертиз промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений);
  • сбор и подготовка пакета документов для получения лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
  • оформление заявления, подача (по доверенности от предприятия) пакета документов на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в Управление Ростехнадзора (или в центральный аппарат), методическое сопровождение поданных документов при их прохождении в Ростехнадзоре;
  • методическое сопровождение и оказание консультационных услуг при проведении предлицензионной проверки Ростехнадзора;
  • Получение в Управлении Ростехнадзора (или в центральном аппарате) по доверенности от предприятия лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

По всем вопросам Вы можете связаться: Шатило Валерий Викторович, , +7 (910) 181-9760


Название документа-Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
Дата-11.11.2015

Источник публикации

Подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс"

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

3.1. Переоформление лицензии

Случаи, в которых необходимо переоформление лицензии

Необходимость переоформления лицензии возникает в следующих случаях (ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании):

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования. Также возможно переоформление лицензии при реорганизации в форме слияния, но только при условии, что у каждой организации, участвующей в слиянии, на дату государственной регистрации правопреемника имеется лицензия на соответствующий вид деятельности (ч. 6 ст. 18 Закона о лицензировании);
  • изменение наименования юридического лица. Если наименование организации изменяется в связи с приведением его организационно-правовой формы в соответствии с нормами гл. 4 ГК РФ, то переоформление лицензии не требуется (письмо Ростехнадзора от 30.01.2015 N 00-01-34/48);
  • изменение адреса места нахождения юридического лица. Полагаем, что лицензию нужно переоформить при изменении адреса, содержащегося в ЕГРЮЛ. За получением точной информации целесообразно обратиться в лицензирующий орган;
  • изменение фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменения места жительства индивидуального предпринимателя;
  • изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Обратите внимание!

До 1 июля 2013 г. соискателям выдавались отдельные лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов и эксплуатацию химически опасных производственных объектов. Такие лицензии продолжают действовать после указанной даты и не требуют переоформления. Они предоставляют лицензиатам право осуществлять эксплуатацию Объектов в соответствии с приведенным в них перечнем работ (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).

По вопросу переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов необходимо иметь в виду также следующее. В ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании предусмотрено дополнительное основание для переоформления по истечении срока их действия лицензий, выданных ранее (до вступления в силу Закона о лицензировании, т.е. до 03.11.2011), - если изменено наименование лицензируемого вида деятельности или лицензия не содержит перечня работ и услуг, выполняемых (оказываемых) в составе данного вида деятельности.

Однако в отношении эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов с принятием Закона о лицензировании наименование данного вида деятельности не менялось, а включение в лицензию (приложение к лицензии, которое является ее неотъемлемой частью) перечня видов работ и услуг было предусмотрено и ранее (п. 10 ранее действовавшего Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599). Поэтому выданные до 03.11.2011 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов должны действовать бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона о лицензировании) и переоформлять их не требуется.

В отношении эксплуатации химически опасных производственных объектов ситуация иная. Ранее действовавшее Положение о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 429) не предусматривало выделения в составе лицензируемого вида деятельности видов работ. Следовательно, по окончании срока действия выданные ранее (до 3 ноября 2011 г.) лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов должны быть переоформлены.



Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (ред. от 15.04.2014) "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Приложение к Положению о лицензировании
эксплуатации взрывопожароопасных и
химически опасных производственных объектов
I, II и III классов опасности

ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ I, II И III КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Список изменяющих документов (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 344)

1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее - объекты).

2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

8. Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.

9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах. (п. 10 введен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 344)

Примечания: 1. Воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определены приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

2. Критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II и III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

3. В состав выполняемых работ на объектах не включаются работы, связанные с получением, использованием, переработкой, хранением, транспортированием и уничтожением взрывчатых материалов промышленного назначения.


Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Статья 22. Заключительные положения

1. Лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензирования видов деятельности, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

3. Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно. (часть 3 в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ)

4. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

5. Со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к медицинской технике и процессам ее производства, монтажа, технического обслуживания, прекращается лицензирование указанных в пункте 17 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона производства и технического обслуживания медицинской техники. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.

6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).



Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446) следующие изменения:

б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.";

5. Предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Оцените новость:
средний балл: 5.0000 (1)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Лицензирование деятельности на эксплуатацию ОПО

Другие новости в группе "Наши новости"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Комментарии

Обращаем внимание, что все ответы носят чисто информационный характер и отражают личное мнение ответившего, причем на конкретную дату. Содержащиеся в ответе разъяснения могут быть оспорены или опровергнуты. Всегда руководствуйтесь нормами законодательства.

Ваш комментарий