При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

25.01.2016

В Нижнем Новгороде требуют замены 9 тысяч подъемных машин


Кровавые трагедии, связанные с лифтами, с пугающей периодичностью становятся топами федеральных новостей.

Осенью 2015 года в Магнитогорске разорвало лифт в многоэтажном доме. Погибли люди. Пассажиры зашли в лифт, он поехал вверх, а низ остался. И потом кабина упала на пассажиров.

В прошлом месяце в лифте на Юго-Западе Москвы скончался 10-месячный ребенок, зажатый в коляске между неисправными дверьми.

14 января в элитном жилом комплексе «Алые паруса» молодая женщина погибла, упав с высоты 7-го этажа, когда под ее ногами обрушился пол кабины лифта.

И вот как раз этот случай, я думаю, многих заставил задуматься. Рушится даже там, где все самое лучшее, дорогое и, главное, не ветхое! Что говорить о девятиэтажках брежневской эпохи? Как избежать беды? Мысли о бренности бытия все чаще приходят в голову сразу после нажатия кнопки «14-й этаж». И хотя лифту, как и моему дому, всего-то шесть лет, а на душе все равно неспокойно.

Всю «правду» о лифтах знают те, кто их ремонтирует и меняет. Но не все, как оказалось, готовы ее открыть. Директор нижегородской лифтовой службы «ИнтерСервис» в телефонном разговоре с корреспондентом портала «Открытый Нижний» заявил, что 55 - 60 процентов лифтов в столице Приволжья требуют замены, однако дать развернутый комментарий не согласился, сформулировав отказ словами: «Зачем нагнетать атмосферу?» Мы не упрекаем человека за страх, как его слово отзовется. Но тем более ценны и значимы слова другого нашего респондента, который не ушел от ответа.

Экспертом нашего портала стал директор Нижегородской лифтовой компании Александр Чернышевский.

- Александр Николаевич, вы подтверждаете, что примерно 60 процентов лифтов Нижнего Новгорода нуждаются в замене?

- Это так. Примерно половина лифтов отработала свой нормативный срок. Условно говоря, эти лифты можно менять. Но дело в том, что каждый лифт проходит экспертизу на предмет, может он работать дальше или нет. Экспертиза продлевает срок эксплуатации на три года. Даже лифты-одногодки работают по-разному. Поэтому нельзя их под одну гребенку…

- Вы, конечно, знаете про случай в Москве?

- Про то, что произошло в ЖК «Алые паруса»? Там было нарушение эксплуатации.

- То есть тот человек, который отвечал за эту эксплуатацию, что-то сделал не так?

- В «Алых парусах» не сработал прибор безопасности, который не отключил вовремя лебедку. Там подтянуло противовес, и он потом соскользнул. Кабина села, а лебедка продолжала работать, то есть не отключилась. То ли смазки было много, то ли сказался износ. Лебедка противовес продолжала подтягивать, а потом петля резко слетела, от этого толчка разорвало балку противовеса, груза высыпались, они полетели вниз и попали на кабину.

Всему виной человеческий фактор, причем не только должностных лиц. Гибель ребенка в коляске - это халатность механика и матери. В правилах эксплуатации четко прописано, что ребенка в лифт необходимо проносить на руках, а мамаши этого не делают. Необходимо войти в лифт с ребенком и только потом завезти коляску, а выходить наоборот. Коляска - первая, потом мать и дитя. Если расплющит пустую коляску, потери окажутся минимальными. Люди не соблюдают элементарных правил. Сколько пальцев у собак на ремешке остается? Собака забежала в лифт, а ее хозяин заговорился с соседом. Поводок намотан на руку, лифт поехал, ремешок-то тонкий, механизм его не заметил. В таких случаях или пальцы хозяину питомца отрывает или собаке голову.

- Лифт - это машина, за которой надо постоянно следить. Насколько мы можем доверять ответственным за это людям, которые, как показывает практика, могут оказаться безответственными?

- Механик несет уголовную ответственность за исправное состояние обслуживаемого лифта. Но стоит отметить, что ежемесячное обслуживание лифта в десятиэтажке стоит около 4,5 тысяч рублей в месяц. Это и аварийка, и диспетчеры. В эту сумму входит все полностью. И цену никто увеличивать не хочет. Механик получает 20 тысяч рублей в месяц. А где найти на такие деньги высококвалифицированных специалистов? Вот что имеет значение. За тепло и энергию в средней «трешке» мы платим две тысячи в месяц, а за лифт - 160 рублей. Это несопоставимо.

- Получается, каждый из нас должен думать: доедет ли он до своего этажа?

- На чем-то можно экономить, а на чем-то нет. Если у водоканала или у теплоэнерго есть потери, то потребители за эти утечки платят. При эксплуатации лифтов потерь нет. А экономия начинается на запчастях. Это когда запчасть необходимо заменить, а денег на нее нет.

- А есть такие службы, которые снимают ответственность? Раз нет запчасти, то я запрещаю эксплуатацию этого лифта! Или монтажник может стать заложником чужого скудного бюджета?

- Есть независимые экспертные организации, которые проверяют нашу работу, но они делают это один раз в год, и следующие 12 месяцев ничего остального не видят.

- Ну а монтажник же видит, что надо поменять запчасть?

- Он видит, но лифт не отключает.

- А как же ответственность? Все рискуют до следующей комиссии?

- Давайте я вам другой пример приведу. Вот у вас старая покрышка на автомобиле, она то ли лопнет, то ли не лопнет… При этом нельзя сказать, что она неисправна. Просто она старая, ее бы нужно заменить, но в то же время она рабочая.

- Это русский авось. И вот 60 процентов лифтов работают на авось?

- Да. И если ничего не случится, то они будут работать, а если что… могут стать и опасными.

- Да… А сколько стоит заменить лифт в 9- или 10-этажном доме советского периода?

- В 2015 году в Нижнем Новгороде 85 старых лифтов заменили новыми, по цене 1,6 миллиона рублей. На 40 процентов дороже, чем нужно. Реальная цена одной замены - 1,2 миллиона рублей.

- Почему дороже?

- Аукцион выиграла московская организация «Мослифт». Это был конкурс в «одни ворота». Условия изначально прописывались такие, что у других компаний шансов на победу не было. Мы ж намного мельче, нас легко отсеять. Самый главный заявленный критерий - объем выполненных работ за год. У нас в Нижнем Новгороде девять тысяч лифтов требуют замены, а в Москве 200 тысяч. «Мослифт», естественно, крупнее, и объем выполненных работ у этой организации в разы больше.

- В принципе, лифт может служить и сто лет? Запчасти меняешь, и поехали дальше?

- Если аккуратно к нему относиться, то да. Ограничений типа «30 лет лифту - менять однозначно» нет. Эксперты проверяют износ, усталость металла… Заменить можно все. Это нормально. У нас сейчас другое плохо. Вот в Сормовском районе был ТСЖ, его разогнали. Механик взял и создал фирму по обслуживанию лифтов, которая сейчас проверяет эксплуатацию 14 подъемных механизмов. Что в этом хорошего? У них ведь даже организации нет как таковой. Нет главного инженера, отдела техники безопасности. И такой деятельностью сегодня может заниматься любой. Нет требований ни к обучению, ни к чему.

- То есть зарегистрировал фирму, купил лицензию и все?

- Сейчас нет лицензий. Вот по монтажу саморегулирующая организация выдает допуск, а для обслуживания лифтов вообще ничего не надо.

- А вы считаете, что такую деятельность необходимо лицензировать?

- Обязательно.

- Чтобы не допустить к ней некомпетентных людей?

- Конечно. И чтобы фирм-однодневок не было.

- А как на рынке обстоит ситуация с мастерами по лифтовому делу?

- Они есть, в нашей фирме это выходцы из организации «Лифтремонт». Это специалисты с социалистической закалкой, все знают, всему обучены, работают с исправным инструментом, ездят на исправных аварийных машинах. А есть фирмы, которые с кем-то нелегально договариваются: «Если будет заказ, я тебе позвоню, ты туда съезди тоже». От таких надо избавляться. Они приходят, сразу цену половинят. Для лучшего понимания ситуации приведу еще один автопример. Вы купили автомобиль. Если предыдущий хозяин содержал его исправно, то через каждые 15 тысяч километров вам не придется загонять его на техобслуживание. Запаса прочности машине хватит на все 40 тысяч километров. Что-то застучит, но автомобиль будет ездить. Авария случится потом. То же самое и с лифтами. Сомнительные организации берутся обслуживать лифты с запасом ресурса. Они не вкладывают, а просто собирают деньги. До поры до времени.

- И много таких на рынке?

- В последнее время особенно быстро стали появляться. В Нижнем четыре таких фирмы, а в Москве - сплошь и рядом.

- Сейчас люди сами объединяются в ТСЖ, все хотят контролировать, в том числе и безопасность лифтов. Как не довериться проходимцам?

- Как правило, собственники сразу выбирают тех, кто предложит наименьшую цену, вообще не думая о безопасности.

- А как надо подходить к выбору обслуживающей лифты организации? На какие моменты обратить внимание? Какие проверить документы?

- Во-первых, посмотреть на численность фирмы. Во-вторых, на количество аварийных машин. Можно проверить, сколько лет организация существует на рынке. Если фирма образовалась вчера - это одно. Если организация работает более десятка лет - к ней больше доверия.

- Так сколько лифтов в Нижнем исчерпали отмеренный им срок эксплуатации?

- Я же уже говорил, у нас в Нижнем Новгороде сейчас девять тысяч таких лифтов. За прошедший год отремонтировали только 85. Лифтов стареет все больше. Сейчас мы подошли к отметке: 400 лифтов в год. Именно столько подъездов 25 лет назад сдали горьковские строители. Бум жилищного строительства пришелся на 1978-1987 годы. Это когда Горбачев объявил: «К 2000 году - каждой семье отдельную квартиру!» Строились целые микрорайоны. Например, Кузнечиха. В Верхних Печерах исполнилось четверть века первому дому.

- Жильцы относятся к лифтам не по-хозяйски?

- По-разному. Бывает, новый лифт, а уже весь исцарапан, исписан. Мусор после ремонта в нем вывозили, все испохабили. А встречаются отличные подъезды. Не все же кнопки выковыривают или вдавливает, вырезают непотребные слова. Бывает, человек - пьяница, а лифт не трогает.

- Какие лифты безопаснее: скоростные или тихоходные?

- Не имеет значения. У них просто регулировка скорости разная, а тип один и тот же. Они одинаково надежные. Если все исправно, то безопасность 100-процентная.

- Импортные или отечественные?

- По безопасности все лифты сертифицированы, ко всем требования одинаковые предъявляются. Импортные более комфортные.

- Что должно насторожить пользователя лифта?

- Посторонние звуки. Когда он едет и слышит: что-то где-то задевает. Или чувствует какие-то толчки или рывки во время трогания с места или при остановке.

- То есть лифт не должен подпрыгивать? Затормозил и такой прыжок…

- Это характерно для двухскоростных машин. Лифты с современным частотным регулированием подходят плавно, а более старые модели с большой скорости переходят на малую, тогда и ощущается этот толчок. Необходимо обращать внимание на точность остановок, чтобы кабина становилась вровень с площадкой, без смещения. Если это не соблюдается, значит, лифт плохо отрегулирован. Но самое главное - посторонние, нехарактерные звуки. Если вы их услышали, надо срочно бить во все колокола.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий