При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

04.05.2014 редакция от 07.03.2015

Старой трубе на стройке не место?


Зарубежная практика показывает, что одной из главных составляющих экономии и рационального использования ресурсов при строительстве является максимально возможное вторичное применение бывших в употреблении строительных материалов и изделий выведенных из эксплуатации зданий и сооружений. Это положение узаконено и является седьмым базовым требованием в Регламенте 305/2011ЕС (Приложение 1), подлежащим обязательному выполнению вместе с шестью остальными.

.Вячеслав Блинов, руководитель экспертно-аналитической службы Комитета РСПП по техническому регулированию.

Сегодня и в отечественном строительстве мы видим широкое вторичное применение строительных материалов — переплавленного асфальтового покрытия существующих автомобильных дорог, щебня из железобетонных плит демонтированных панельных пятиэтажек, битого кирпича и камня для укрепления грунтов, оснований и дорожного полотна.

Вторичное применение строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе металлоконструкций и их элементов, осуществляется в любом случае через проектную документацию, при условии обязательного соблюдения остальных базовых требований безопасности технического регламента.Именно за это несет ответственность организация-разработчик проекта строительства в лице руководителя и главного инженера проекта.

Поэтому, руководствуясь только этим базовым принципом, нужно сформулировать основные требования и обосновать методические подходы и правила регулирования вторичного применения выведенных из эксплуатации элементов металлоконструкций, исходя из особенностей их изменения в зависимости от условий эксплуатации. Проиллюстрировать это лучше на примере вторично используемых труб и арматуры, как правило, ранее эксплуатировавшиеся в линейных объектах — магистральных нефте-газопроводах или инженерных сетях.

...

Учитывая, что отдельные трубы этих линейных объектов эксплуатировались в различных гидрогеологических условиях и средах различного уровня радиации и агрессивности, а с учетом протяженности линейного объекта(от нескольких сот и до тысяч километров), в различных климатических условиях — изменения физико-механических свойств их материалов, влияющих прежде всего на механическую безопасность, имеют существенные различия и могут быть достоверно определены только для одного элемента- конкретной трубы, а не партии, состоящей даже из десятка труб.

Надо понимать, что так называемые «восстановленные трубы», которые после вывода из эксплуатации прошли очистку, обработку и покрытие внешней и внутренней поверхности в условиях ремесленных мастерских, имеют остаточный ресурс. Их физико-механические и эксплуатационные свойства существенно отличаются от новых, и по этой причине, старые трубы продаются в полтора-два раза дешевле.

В проекте — нет, а на стройке — сколько угодно!

Заметим, что проектировщики, отвечающие за безопасность объекта, закладывают в проект требования к ответственным элементам металлоконструкций на базе норм и требований стандартов и технических условий, которым в полной мере отвечает только новая металлопродукция, изготовленная в промышленных условиях и имеющая сертификат качества завода-изготовителя.

...

Как показывает практика, основной объем неправомерного вторичного применения бывших в употреблении труб в инженерных сетях происходит на этапах строительства и капитального ремонта в нарушение требований технических регламентов и проектной документации при низком уровне контроля со стороны местных органов Госстройнадзора. Последствиями этого являются многочисленные аварии, человеческие жертвы и многомиллиардный ущерб бюджетам различных уровней и, как следствие, уголовная ответственность должностных лиц. Так было в Санкт- Петербурге, Воронеже, Самаре и целом ряде других городов.

Негативные последствия и огромные масштабы нерегулируемого вторичного применения бывших в употреблении труб вылились в июле 2013 года в поручение председателя Правительства России Дмитрия Медведева федеральным органам исполнительной власти о подготовке изменений в нормативно-правовые акты, предусматривающие запрет использования восстановленных и других труб, бывших в употреблении, при строительстве зданий и сооружений повышенного и нормального уровня ответственности. Справедливости ради следует отметить, что аналогичные предложения неоднократно высказывались на различных совещаниях, семинарах и круглых столах, проводимых Комитетом по техническому регулированию ТПП Санкт- Петербурга, комитетов НОП и НОСТРОЙ и др.

Сегодня следует признать, что успешное решение данной проблемы требует не только внесения изменений в законодательство — это только первое и необходимое, но недостаточное условие. Требуется создание комплексной системы мер противодействия этому явлению, основанной, в том числе, на использовании практически всех инструментов технического регулирования (технические регламенты, стандарты и варианты оценки соответствия им), возможностей саморегулирования (стандарты СРО) в строительной отрасли, направленных на обеспечение безопасности зданий и сооружений на каждом этапе их жизненного цикла.

...

Техрегламент нужно дополнять!

Сегодня Градостроительный Кодекс в части ответственности субъектов строительной деятельности за обеспечение безопасности построен на отсылочных нормах о соответствии техническим регламентам и проектной документации. Поэтому единственным вариантом остается внесение изменений в ст. 34 «Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства» Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» (от 30.12.2009г. №384-ФЗ). В эту статью нужно добавить пункт 4, устанавливающий требования по условиям вторичного применения элементов металлопродукции, ранее бывших в употреблении.

На данный момент наиболее четкой является формулировка этого пункта, принятая Комитетом по техническому регулированию ТПП Санкт-Петербурга 27 марта 2013 г.: «п.4 Вторичное использование элементов металлических конструкций (профилей, балок, труб, листов, полос и др.) в зданиях и сооружениях повышенного и нормального уровней ответственности не допускается.

В несущих конструкциях, фундаментах и основаниях зданий и сооружений пониженного уровня ответственности вторичное использование элементов металлических конструкций (профилей, балок, труб, листов, полос и др.) не допускается без обязательного подтверждения соответствия с исследованием остаточных свойств и характеристик каждого используемого элемента требованиям проектной и рабочей документации, настоящего технического регламента. Применение этих материалов при строительстве запрещается до внесения изменений в проектную документацию».

Однако такая жесткая формулировка, оправданная масштабами и последствиями аварий в инженерных сетях города, не в полной мере отражает реалии с возможностью вторичного использования труб, бывших в употреблении, при безусловном обеспечении безопасности объекта капитального строительства, независимо от уровня его ответственности.

...

Наиболее частыми примерами применения старых труб на объектах капитального строительства повышенного уровня ответственности являются пульпопроводы на обогатительных фабриках и шлакоотводы на электростанциях. Более того, белорусская сторона, оперируя примером успешного вторичного использования опорных технологических металлоконструкций, примененных при строительстве Президентской библиотеки в Минске, не поддерживает такой запретительный подход в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС), который должен будет заменить национальные регламенты стран.

В этих условиях, с целью снижения затрат при переходе на ТР ТС возникает необходимость сохранения преемственности и принятия унифицированной формулировки для ст.34 ФЗ-384 и ст.9 ТР ТС «Требования рационального использования природных ресурсов», основанной на принципах ответственности субъектов строительной деятельности и обязательности подтверждения соответствия каждого используемого элемента металлоконструкций (трубы), как вариант в редакции:

«В несущих конструкциях, фундаментах и основаниях зданий и сооружений вторичное использование элементов металлических конструкций (профилей, балок, труб, листов, полос и др.) допускается при условии обязательного подтверждения соответствия испытаниями остаточных свойств и характеристик каждого используемого элемента требованиям проектной документации и настоящего технического регламента.

Вторичное применение элементов металлоконструкций при строительстве запрещается до внесения изменений в проектную документацию».

Такая формулировка позволяет определить контролируемые признаки ответственности за невыполнение требований к местам и условиям вторичного применения элементов металлоконструкций в зданиях и сооружениях.

Еще одним инструментом технического регулирования, превращающим законодательные требования технического регламента в нормативно-технические, создающими базу для оценки соответствия выполнения его требований в части регулирования вторичного применения металлопродукции, является стандартизация, на которую возлагается ряд задач.

...

Первая задача —это дифференциация областей вторичного применения или неприменения металлопродукции. Эта задача решается, как правило, стандартами организаций— саморегулируемых или профессиональных инженерных обществ. Например, НП «Российское теплоснабжение» СТО НП «РТ» 70264433-4-1-2008 «Методические указания при проведении торгов на выполнение работ по устройству тепловых сетей трубопроводами в пенополиуретановой изоляции» п.6.3 не только ввело запрет на применение труб, бывших в употреблении в сетях теплоснабжения, но и установило правила приемки труб, акцентируя внимание на признаки труб, бывших в употреблении в разделе 7 СТО НП «РТ» 70264433-4-8-2012 "Правила технической приемки Заказчиками элементов трубопроводов в ППУ изоляции для тепловых сетей от производителей/поставщиков". Более того, в Приложении этого стандарта дана «Методика идентификации стальных труб, бывших в употреблении, методами неразрушающего контроля.»

Вторая задача стандартизации — установление на национальном уровне методик, позволяющих доступными средствами в условиях строительной площадки, выбраковывать трубную продукцию, выдаваемую за новую.

К третьей задаче нужно отнести проблему установления правил и требований к «восстановленной» трубной продукции, выпускаемой во вторичное обращение в строительство, как например, в разработанном РосНИТИ национальном стандарте ГОСТ Р 55934-2013 «Трубы стальные для повторного применения. Правила приемки и маркировки», главным и принципиально важным требованием которого является отличительная маркировка «восстановленной» трубной продукции от новой, с целью недопущения использования маркировки по ГОСТ на новую продукцию.

Оценку соответствия законодательно-обязательным и нормативно- техническим требованиям вторичного применения металлопродукции, как функцию технического регулирования, необходимо постоянно осуществлять на всех стадиях проектирования и строительства, всеми субъектами строительной деятельности, чтобы исключить неправомерное применение этой продукции.

При этом необходимо после принятия изменений в технические регламенты подготовить Распоряжение Правительства РФ, директивные и инструктивно-методические указания местным органам Ростехнадзора РФ, обеспечивающие систематический контроль за правомерностью вторичного применения металлоконструкций, а Минстрою РФ внести изменения в порядок и правила проведения экспертизы проектов капитального строительства и положение об авторском надзоре.

В целом, комплексная система мер технического регулирования по ограничению вторичного применения при строительстве и капитальном ремонте бывших в эксплуатации элементов металлоконструкций в укрупненном виде представлена в Таблице 1.

Система мер технического регулирования по защите от неправомерного вторичного использования труб, бывших в эксплуатации.

Таблица 1

Установление требований
Законодательно обязательныеПринятие унифицированной формулировки: 1. Внесение изменений в ст. 34, ФЗ 384 от 30.12.2009 2. Уточнение формулировки ст. 9 ТРТС
Нормативно-технические1. Разработка ГОСТ (ГОСТ Р) на методы идентификации труб б/у на стройплощадке.
2. Внедрение ГОСТ Р 55934 – 2013 и разработка на его базе ГОСТ на требования и маркировку «восстановленных» труб.
3. Ограничения применения труб б/у в СТО «НОСТРОЙ», СТО СРО, стандартах инженерных обществ и территориальных нормах.
Оценка (подтверждение) соответствия
1. Госнадзор1. Госэкспертиза (экспертиза) проектной документации.
2. Госстройнадзор (строительство и капитальный ремонт):
2.1 Соответствие проектной документации и ТР (ТР ТС).
2.2 Наличие утвержденных и внесённых изменений в проектную документацию.
1. Входной контроль.
2. Строительный контроль (технический надзор заказчика).
3. Авторский надзор проектной документации.
4. Заявление о соответствии объекта проектной документации.
1. Наличие актов входного контроля и идентификации металлопродукции.
2. Идентификация и акт о соответствии труб проектной документации.
3. Соответствие применяемых труб проектной документации. Наличие утверждённых изменений.

Однако система будет работать успешно, если последствия нарушения установленных законодательных и нормативно-технических требований, выражающиеся в неправомерном вторичном применении бывших в эксплуатации элементов металлоконструкций, будут увязаны с уголовным законодательством, а соблазн «коммерческой» выгоды для недобросовестных участников строительства будет подавляться размером и неотвратимостью ответственности. Нарушения такого рода должны квалифицироваться как невыполнение одной из главных целей технического регулирования «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей» и как преднамеренная фальсификация продукции и могли бы быть отнесены к мошенничеству(Ст.159 УК РФ).

Реализация предложенного комплекса мер возможна путем разработки и реализации целевого проекта, позволяющего существенно повысить безопасность инженерных сетей и объектов капитального строительства.

Вячеслав БЛИНОВ,
Руководитель экспертно-аналитической службы Комитета РСПП по техническому регулированию,
Заместитель председателя Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительстве

Фото: bioprice.ru, caves.ru, fotki.yandex.ru, o-trubah.ru, snob.ru, vse-o-tveri.ru

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Строительство

Другие новости в группе "СРО"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий