редакция от 29.09.2024
МЧС разъясняет: Стандарты организаций (СТО) и специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности
Мнение МЧС России, высказанное в настоящем письме, носит информационный характер, не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации.
Письмо" МЧС России от 05.07.2024 N ИГ-19-16-853 "О рассмотрении обращения"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО от 5 июля 2024 г. N ИГ-19-16-853 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования устанавливаются в том числе федеральными законами.
Обязательные требования пожарной безопасности к объектам защиты установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Частью 2 статьи 78 Технического регламента установлено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - СТУ).
На основании части 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий:
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента;
- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации (СТО), который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 статьи 6 Технического регламента.
Частью 7 статьи 6 Технического регламента установлено, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 N 1084 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" утверждены Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.
Определение расчетных величин пожарного риска на производственных объектах и в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности осуществляются в соответствии с Методиками, утвержденными приказами МЧС России от 10.07.2009 N 404 и от 14.11.2022 N 1140.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы
А.А.МАКЕЕВ
Письмо МЧС России от 20.08.2024 N 43-5154-19 "О соблюдении законодательства Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО от 20 августа 2024 г. N 43-5154-19
О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обращает внимание на неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации в части применения стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности (далее - СТО).
В частности, положениями статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) хозяйствующему субъекту предоставлено право разработать и применять свою собственную систему обеспечения пожарной безопасности.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Технического регламента предусмотрена неукоснительная обязанность согласовать указанные СТО в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Такой порядок утвержден приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1161 и является нормативным правовым актом Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2022, регистрационный N 71259) (далее - порядок).
При этом обращаю внимание на следующее.
- Только СТО, согласованные в вышеназванном порядке, являются нормативным документом по пожарной безопасности, соответствующим требованиям Технического регламента.
Получение подтверждения иных экспертных организаций, технических комитетов по стандартизации и т.д. не является выполнением требований Технического регламента. - В соответствии с положениями части 4 статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования.
После введения новых (корректировки действующих) нормативных документов по пожарной безопасности, в части, касающейся СТО, положения указанных СТО применимы на тех объектах защиты, на которых они были использованы при проектировании и строительстве.
СТО, применяемые на вновь проектируемых объектах защиты, должны соответствовать действующим требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе к процедуре и методике проведения соответствующих огневых испытаний.
При корректировке СТО, связанного с системами пожарной безопасности, в части уточнения ссылок на актуализированные нормативные документы без затрагивания параметров установки и подтверждения ее эффективности, должны быть представлены имеющиеся протоколы испытаний и видеофиксация (без проведения новых огневых испытаний). При изменении параметров системы должны быть представлены новые протоколы и видеофиксация с учетом новых требований нормативных документов. - Руководствуясь пунктом 3.7 порядка положения СТО не могут снижать требования, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, и должны быть направлены на повышение противопожарной защиты объектов.
А.М.СУПРУНОВСКИЙ
Письмо ФАУ «ФЦС» от 16 сентября 2024 г. № Исх-6511 "по вопросу применения стандартов организаций (СТО)"
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 17 сентября 2024г. № 53973-АС/08
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
ПИСЬМО от 16 сентября 2024 г. № Исх-6511
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» в соответствии с поручением Минстроя России рассмотрело обращение по вопросу применения стандартов организаций (далее - СТО), зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов (далее - Фонд) до 01.09.2024г.
Согласно части 2 статьи 5 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», действующей с 01.09.2024 (далее - № 384-ФЗ) безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 указанного Федерального закона.
Такими документами являются:
- национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил), предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
- международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- стандарты организаций;
- результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 указанного Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным № 384-ФЗ.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»).
Федеральным законом от 25.12.2023 № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены вышеназванные изменения в № 384-ФЗ, не предусматривается его распространение на правоотношения, возникшие до 01.09.2024.
Таким образом, СТО, зарегистрированные в Фонде до 01.09.2024 не могут применяться в целях обеспечения безопасности № 384-ФЗ, поскольку они не проходили соответствующие процедуры в рамках требований указанного Федерального закона (СТО не были доказательной базой № 384-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, для применения стандартов организаций в целях обеспечения соблюдения требований № 384-ФЗ, они должны быть зарегистрированы в Фонде в порядке, предусмотренном приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 г. № 651.
Регистрация в Фонде возможна только при наличии положительного экспертного заключения соответствующего технического комитета.
И.о. заместителя директора Ю.В.ШУРКАЛИН
Источник: МЧС России
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Разработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасности
- Обследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Проектирование
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Создается система независимой оценки профессиональных квалификаций в сфере пожарной безопасности
- МЧС разъясняет: Стандарты организаций (СТО) и специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности
- МЧС разъясняет: О порядке применения методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках
- МЧС разъясняет вопросы обучения по программам противопожарного инструктажа и по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности
- МЧС России наращивает эффективность новой системы надзора
- С 1 марта 2022 года новый порядок обучения и инструктажей по пожарной безопасности
- МЧС в 2022 году сформирует перечень потенциально опасных объектов в России
- МЧС утвердило типовые формы документов при осуществлении пожарного надзора
- МЧС разъясняет организациям как подготовиться к плановой проверке
- МЧС разъясняет: с 1 июля 2021 года начнет действовать новая система надзора
- Ростехнадзор разъясняет: Требования пожарной безопасности
- Ростехнадзор разъясняет: Требования пожарной безопасности для энергетических предприятий
- МЧС разъясняет: Онлайн калькулятор категории риска
- МЧС разъясняет: Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)