редакция от 26.10.2020
Ростехнадзор разъясняет: О членстве в СРО при выполнении проектно-изыскательских работ
Вопрос от 10.12.2019:
В управление поступило обращение по вопросу правомерности составления проектно-сметной документации на текущий и капитальный ремонт силами бюджетной организации?
Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются, в том числе сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более пятидесяти процентов.
Сметы на проведение капитального ремонта и строительство объектов капитального строительства являются частью проектной документации (одним из ее разделов).
Согласно части 4 статьи 48 Кодекса работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (договоры генподряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено указанной статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 48 Кодекса государственным и муниципальным предприятиям не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В остальных случаях для выполнения работ по договорам подряда о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также для осуществления функций технического заказчика в силу пункта 22 статьи 1 и части 4 статьи 48 Кодекса государственным и муниципальным предприятиям требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.
Письмо Ростехнадзора от 29.11.2019 N 09-01-04/9392 "О членстве в саморегулируемой организации при выполнении проектно-изыскательских работ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 29 ноября 2019 г. N 09-01-04/9392
О ЧЛЕНСТВЕ В САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение по вопросу членства в саморегулируемой организации при выполнении проектно-изыскательских работ и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено статьей 47 Кодекса.
Согласно части 5.2 статьи 48 Кодекса установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Согласно части 3 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации имеет право на заключение договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Кодекса;
- если совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Кодекса.
Согласно части 11 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется в зависимости от предельного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Частью 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Возмещение вреда и ущерба, причиненного вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой является такой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в порядке, установленном положениями статей 60 и 60.1 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что указанные положения распространяются на обязательства по договорам, для исполнения которых такое лицо должно являться членом соответствующей саморегулируемой организации и обязанность члена саморегулируемой организации по внесению взноса в компенсационные фонды, установленная частями 10 и 11 статьи 55.16 Кодекса и внутренними документами соответствующей саморегулируемой организации, исполнена.
В случае выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом работ по подготовке проектной документации (включая выполнение инженерных изысканий) по единому договору подряда на указанные работы такое лицо должно являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования соответственно.
Частью 2 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности к лицам, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 55.15 Кодекса в отношении члена саморегулируемой организации, допустившего нарушение требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, обязательных требований стандартов, в рамках контроля за деятельностью членов согласно статье 55.13 Кодекса саморегулируемой организацией могут применяться меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Таким образом, в случае, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должно быть одновременно членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Врио начальника Управления государственного строительного надзора Г.А.ЯВОРСКАЯ
Вопрос:
В Ростехнадзор поступил вопрос о том, вправе ли индивидуальный предприниматель (ИП) или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО), сведения о которой исключены из государственного реестра СРО, до принятия такого ИП или такого юридического лица в члены другой СРО осуществлять работы по старым обязательствам на основании свидетельств о допуске, выданных СРО, исключённой из государственного реестра СРО?
Ответ: Специалисты Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.
Императивной нормой части 19 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций действие выданных индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу такой саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается со дня исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Согласно части 20 вышеуказанной статьи индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, до принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации не вправе принимать на себя новые обязательства по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией, исключённой из государственного реестра саморегулируемых организаций.
ГрК РФ не установлен прямой запрет на выполнение определённых видов работ индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией, исключённой из государственного реестра саморегулируемых организаций, по договорам, заключённым до исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Однако необходимо отметить, что частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено привлечение юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель до вступления в другую саморегулируемую организацию вправе выполнять только те виды работ, которые не требуют обязательного наличия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Минстрой разъясняет: О заключении договоров строительного подряда
- Виды СРО, которые могут потребоваться при выполнении работ на ОПО
- Ростехнадзор отчитался о проверках СРО во втором квартале 2018
- Ростехнадзор опубликовал результаты проверок деятельности саморегулируемых организаций строительного комплекса в IV квартале 2017 года
- Ростехнадзор разъясняет: О членстве в СРО
- Ростехнадзор информирует СРО
- Ростехнадзор разъясняет: Вступление в СРО на территории другого субъекта РФ
- Ростехнадзор разъясняет: ОБ ОСНОВАНИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ ИЗ СРЕДСТВ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА
- Ростехнадзор разъясняет: Отсутствие у члена саморегулируемой организации свидетельства о допуске
- Ростехнадзор разъясняет: О членстве в СРО при выполнении проектно-изыскательских работ
- Николай Капинус: «Саморегулирование - это молодой институт, который в настоящее время находится в стадии совершенствования»
- За прошлый год Ростехнадзор выявил более тысячи нарушений в работе строительных СРО
- В Минстрое России хотят облегчить компаниям переход из одной СРО в другую
- Ростехнадзор разъясняет: Ссылки на реестр членов СРО на сайте Ростехнадзора
- Президент РФ внес изменения в закон «О саморегулируемых организациях»
- Саморегулирование способно обеспечить качество строительства
- Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование»
- О перспективах развития СРО
- Перспективы развития СРО: тенденции и задачи
- Строительный рынок готовят к самозачистке
- Открытое письмо председателю Правительства РФ от инженеров-изыскателей опубликовано в газете «КоммерсантЪ»
- Совет ТПП РФ по саморегулированию признал разделение полномочий по государственному надзору за СРО недопустимым
- Наступил новый этап развития саморегулирования в строительной отрасли
- История развития СРО в строительстве
- Закон об информационной открытости СРО вступает в силу
- Сергей Петров: «Необходима дальнейшая работа по реформированию органов управления НОСТРОЙ»
- Вопрос ужесточения ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации
- Парламентские слушания выявили острую необходимость совершенствования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли
- Сведения о выданных допусках СРО предлагают включать в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
- Компенсационные фонды СРО: неутешительные итоги
- В реестре Ростехнадзора находится 36 СРО, у которых приостановлено внесение сведений в реестр
- Количество СРО в «черном списке» Ростехнадзора продолжает снижаться
- Состояние системы саморегулирования в российской строительной отрасли
- Ростехнадзор принял меры по исключению спецоператоров при предоставлении госуслуги по ведению реестра
- Нацобъединения налаживают взаимодействие с Минрегионом
- В неприглядном списке Ростехнадзора упомянуты 30 строительных СРО
- В НОП созданы методические рекомендации по ведению сайтов СРО
- Институт проблем саморегулирования
- Саморегулирование в строительстве: к открытости, гибкости и новому перечню работ
- Для сотрудников Ростехнадзора провели ликбез по вопросам контроля СРО
- Минрегион против расширения перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства
- Ростехназдор дал разъяснения относительно форм документов, необходимых для ведения Государственного реестра СРО
- Изменен порядок раскрытия информации саморегулируемыми организациями (СРО)
- Кризис системы саморегулирования в строительном комплексе России и пути его преодоления
- Ростехнадзор приостановил внесение сведений в реестр у 56 строительных СРО
- Станут ли СРО информационно открытыми? А оно им надо?
- Совет НОП обсудит актуальные вопросы саморегулирования
- Деятельность в области законодательных инициатив является приоритетной в работе НОП
- В Госдуму внесен законопроект о переносе до 1 января 2014 года срока вступления в силу ответственности СРО за вред, причинееный вследствии недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, ремонту
- НОИЗ добился исключения пункта 7 перечня видов работ по инженерным изысканиям из сведений о саморегулируемых организациях в госреестре СРО
- НОСТРОЙ утвердил экспертное заключение на законопроект против коммерциализации СРО
- Саморегулирование в строительстве докатилось до подвала
- НОП обсудил вопросы взаимодействия СРО по проектированию и Ростехнадзора
- В «черном» списке Ростехнадзора уже 75 СРО
Другие новости в группе "СРО"
(перемещение по новостям в группе)