редакция от 30.07.2024
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений
Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Вопрос от 21.02.2024:
Как рассматривать скиповые подъемники, эксплуатируемые для топливоподачи в котельном цехе, как сооружение, эксплуатируемое на ОПО, или как ПС, регулируемое ФНиП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС»?
Ответ на поступивший вопрос: Пунктом 2 Федеральных нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года № 461 (далее - ФНП) определены подъемные сооружения (ПС) и оборудование, используемое совместно с ПС, на которые распространяются требования ФНП.
Скиповые подъемники в этот перечень не входят. Соответственно к подъемным сооружения они не относятся.
Однако, в случае использования скипового подъемника при эксплуатации опасного производственного объекта, он принимается как техническое устройство, применяемое на ОПО.
Вопрос от 12.2023:
- Распространяются ли ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП №461) на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно пункту 145?
- Если вид ПС есть в пункте 145, а также в пункте 2, то ФНП №461 на такой ПС действует? Например, в пункте два указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно пункту 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП №461?
- Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП №461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?
- Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнего абзаца пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?
- Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП №461 в пунктах 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно пункту 143 ФНП №461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно пункту 14 приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.
- Прошу дать разъяснения чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в пункте 138 ФНП №461, и акт пуска ПС в работу, указанный в пункте 140 ФНП №461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?
- Прошу дать разъяснения, кто производить первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?
- Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?
- Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?
- Согласно пункту 121 ФНП №461 на таблички ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 6 декабря 2023 года № 09-00-06/8309
По вопросам эксплуатации ПС
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.
Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.
Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.
Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО определены разделом II ФНП по ПС.
Вместе с тем согласно пункту 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям пунктов 10 - 21 ФНП по ПС.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116- ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС.
Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями пунктов 135 и 138 ФНП по ПС.
Вместе с тем пунктом 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее - акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.
Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.
В соответствии с пунктом 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.
Согласно пункту 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.
Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.
Начальник Управления государственного строительного надзора
А.Н. Горлов
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Идентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПО
- Работы на подъемных сооружениях
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Постановка на учет ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Ремонт приборов безопасности на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Аренда подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ
- Ростехнадзор разъясняет: Контрольные груза для проведения испытаний ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Редко используемые подъемные сооружения (ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемников
- Ростехнадзор проверит все строительные башенные краны и повысит им класс опасности
- Ростехнадзор сообщил о результатах проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации погрузчиков
- Ростехнадзор проверит организации, эксплуатирующие башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Изготовление экспертной организацией дубликата паспорта крана
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации фасадных подъемников
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений на металлургических объектах
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС) до 2021г.
- Ростехнадзор разъясняет: Нужна ли аттестация, если краны неподнадзорные
- Ростехнадзор разъясняет: Изменился порядок пуска в работу ПС - новая редакция ФНП по ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации мостовых кранов
- Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Формы документов из старых правил по подъемным сооружениям
- Ростехнадзор разъясняет: Необходимость соответствия паспортов и руководств старых подъемных сооружений новым требованиям
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Аттестация по электробезопасности ответственных по кранам
- Ростехнадзор разъясняет: Расчет срока службы подъемного сооружения, техническое обслуживание ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации неподнадзорных кранов (не подлежащих учету в Ростехнадзоре, нерегистрируемых ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Порядок учета ПС в органах Ростехнадзора (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Инструкции, определяющие действия в аварийных ситуациях на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Обязанности арендатора и арендодателя подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Установка регистратора параметров на краны
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)