При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

29.04.2024 редакция от 30.07.2024

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 21.02.2024:

Как рассматривать скиповые подъемники, эксплуатируемые для топливоподачи в котельном цехе, как сооружение, эксплуатируемое на ОПО, или как ПС, регулируемое ФНиП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС»?

Ответ на поступивший вопрос: Пунктом 2 Федеральных нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года № 461 (далее - ФНП) определены подъемные сооружения (ПС) и оборудование, используемое совместно с ПС, на которые распространяются требования ФНП.

Скиповые подъемники в этот перечень не входят. Соответственно к подъемным сооружения они не относятся.

Однако, в случае использования скипового подъемника при эксплуатации опасного производственного объекта, он принимается как техническое устройство, применяемое на ОПО.


Вопрос от 12.2023:

  1. Распространяются ли ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП №461) на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно пункту 145?
    1. Если вид ПС есть в пункте 145, а также в пункте 2, то ФНП №461 на такой ПС действует? Например, в пункте два указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно пункту 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП №461?
    2. Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП №461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?
  2. Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнего абзаца пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?
  3. Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП №461 в пунктах 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно пункту 143 ФНП №461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно пункту 14 приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.
  4. Прошу дать разъяснения чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в пункте 138 ФНП №461, и акт пуска ПС в работу, указанный в пункте 140 ФНП №461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?
  5. Прошу дать разъяснения, кто производить первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?
  6. Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?
  7. Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?
  8. Согласно пункту 121 ФНП №461 на таблички ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?

Ответ: Письмо Ростехнадзора от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 6 декабря 2023 года № 09-00-06/8309

По вопросам эксплуатации ПС

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.

Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).

Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.

Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.

Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО определены разделом II ФНП по ПС.

Вместе с тем согласно пункту 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям пунктов 10 - 21 ФНП по ПС.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116- ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС.

Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями пунктов 135 и 138 ФНП по ПС.

Вместе с тем пунктом 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее - акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.

Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.

В соответствии с пунктом 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.

Согласно пункту 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.

Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.

Начальник Управления государственного строительного надзора

А.Н. Горлов

Оцените новость:
средний балл: 5.0000 (1)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Подъемные сооружения (ПС)

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий