?

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

03.09.2019 редакция от 08.09.2019

РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ

Статья содержит рекомендации по разработке планов ликвидации последствий аварий на объектах, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.


В процессе хранения и переработки растительного сырья (зерно, продукты его переработки и комбикормовое сырье) образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси. Дополнительно существует риск самовозгорания указанного сырья. Это позволяет отнести отдельные организации, занимающиеся хранением и переработкой растительного сырья, к опасным производственным объектам.

Опасный производственный объект в широком смысле этого выражения - это производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.

Обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья (далее - объекты) проводится в соответствии с Руководством по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" (утв. Приказом Ростехнадзора от 03.07.2018 N 287). Указанный документ не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер, поэтому для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий могут использоваться иные способы и методы.

При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, применяются положения раздела VIII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 560 (ред. от 15.11.2016).

Первым основным этапом подготовки объекта к ликвидации последствий аварий является разработка соответствующих планов. Требования к их разработке определены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730).


Содержание:

  • Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана.
  • Рекомендации по составлению общих разделов Плана.
  • Рекомендации по составлению специального раздела Плана.
  • Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.
  • Рекомендации по изучению Планов.
  • Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий

Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - План)

В целях обеспечения полноты и качества Плана для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначаемую приказом эксплуатирующей организации, в состав которой необходимо включить: руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иных должностных лиц, в обязанности которых входит выполнение указанных функций), начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию). Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана.

В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.

В План включается список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии (далее - Список оповещения).

Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.

Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.

В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.

Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану.

В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.


Рекомендации по составлению общих разделов Плана

При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План, рекомендуется указывать следующие сведения:

  • производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);
  • основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;
  • описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);
  • оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);
  • оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;
  • оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;
  • наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).

При этом рекомендуется использовать актуализированные сведения (показатели), характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объектов и содержащиеся в таблицах Технического паспорта взрывобезопасности, разработанного эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632).

В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах предлагается предусматривать приложения в виде:

  • генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;
  • схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом;
  • перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;
  • перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах рекомендуется оформлять (с указанием источников (мест) возникновения аварий) в виде перечня мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - перечень мероприятий) относительно каждого вида аварии и места возникновения.

В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.

Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.

При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий. При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.

Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования. При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.


Рекомендации по составлению специального раздела Плана

Специальные разделы Плана разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана.

В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.

В специальном разделе Плана приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.

Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий (рассмотрен в следующем разделе). При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 757 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" при возникновении аварийной ситуации действия руководителя организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.

В специальном разделе Планов предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.


Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий

Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.

До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.

В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия - ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).

Лицам, участвующим в ликвидации аварии, следует сообщать о своем прибытии ответственному руководителю (в случае его отсутствия - соответствующим должностным лицам) и по его (их) указанию, после ознакомления с обстановкой на аварийном объекте, приступать к выполнению своих обязанностей.

Ответственный руководитель:

  • ознакомившись с обстановкой, немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
  • выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;
  • проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения;
  • дает указания о выставлении постов на подступах к месту аварии и об удалении людей из всех опасных зон;
  • информирует перед началом работ участвующих в соответствии с Планом в локализации и ликвидации последствий аварии лиц об обстановке на аварийном объекте (участке, цехе, площадке) и обращает внимание на необходимость соблюдения условий безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
  • проводит целевой инструктаж;
  • при продолжительности аварии и времени ее локализации (ликвидации) более одной смены совместно с ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии;
  • определяет ответственное лицо для ведения оперативного журнала Плана и обеспечивает контроль фиксации в нем выданных заданий по локализации и ликвидации последствий аварий, указания ответственных лиц за выполнение выданных поручений и результатов их выполнения по времени;
  • определяет исходя из реальной ситуации на аварийном объекте возможность проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по предотвращению повторения подобных аварий.

В целях обеспечения согласованности действий, сил и средств, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в оперативном штабе находятся только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации последствий аварии. При этом ответственному руководителю рекомендуется постоянно находиться в оперативном штабе, оснащенном средствами связи (радиостанционной, телефонной) и оповещения.

К задачам, решаемым оперативным штабом, рекомендуется относить следующие:

Руководитель организации:

  • получив сообщение об аварии на объекте, незамедлительно прибывает на объект, проверяет организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим лицам, обеспечивает работу транспорта;
  • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
  • при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовывает питание и отдых участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии лиц.

Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный руководителем организации работник):

  • при получении сообщения об аварии незамедлительно прекращает все переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварии, осуществляет вызов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, извещает о ней должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения и обеспечивает связь с должностными лицами и организациями;
  • непосредственно после извещения должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения об аварии производит об этом запись в оперативном журнале Плана с указанием даты и времени.

Ответственное должностное лицо объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

  • незамедлительно сообщает об аварии лицу, оповещающему об аварии;
  • до прибытия на место аварии ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь Планом с учетом фактической обстановки. По прибытии на место аварии ответственного руководителя выполняет его указания;
  • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.

Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

  • незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки) или при его отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;
  • до прибытия на объект ответственного руководителя осуществляет организацию и принимает меры по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с указаниями ответственного должностного лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и (или) руководствуется Планом с учетом фактической обстановки;
  • после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение и действует по его указанию;
  • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.

Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:

  • незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки), а при их отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;
  • при необходимости в целях локализации аварии (согласно Плану или по указанию ответственного руководителя) отключают транспортное и технологическое оборудование;
  • содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с Планом;
  • оказывают необходимую помощь пострадавшим при аварии;
  • находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ, а при его отсутствии - к сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки) для получения задания.

Ответственные должностные лица эксплуатирующей организации (главные инженер, механик, технолог, энергетик или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций):

  • обеспечивают создание специализированных бригад и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной работы производства;
  • по указанию ответственного руководителя обеспечивают выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию), после выполнения установленных условий для операций по герметизации и флегматизации аварийных силосов и бункеров, при бесперебойной подаче средств флегматизации, измерении температуры и анализе газовой среды в аварийном силосе, смежных и соседних с ним силосах и помещениях, а также условия безопасности людей на весь период ликвидации аварии;
  • по указанию ответственного руководителя обеспечивают остановку оборудования, перекрытие технологических коммуникаций, выключение или включение электроэнергии, обеспечивают бесперебойное действие связи, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств в соответствии с Планом;
  • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимают меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.

Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов, (участков, площадок) объекта, не подвергшихся аварии или ее последствиям:

  • находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии действуют согласно Плану (в своих цехах) и информируют о проведенных действиях ответственного руководителя;
  • находясь вне объекта, после сообщения об аварии являются к ответственному руководителю для выполнения его заданий в соответствии с Планом.

Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не участвующий в локализации и ликвидации последствий аварии, незамедлительно покидает производственное помещение в соответствии с Планом, переместившись в безопасное место, при необходимости оказывает помощь пострадавшим.

Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда (или иное должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение указанных функций), получив сообщение об аварии, незамедлительно является на объект к ответственному руководителю работ и действует по его указанию.

Медицинским персоналом организации (при наличии) осуществляется выезд по вызову на место аварии и оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам, отправка их в больницу, а также организация непрерывного дежурства на время проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии.


Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах

При организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте производится расчет необходимых для этого сил и средств, в том числе для выполнения работ по газовому и температурному анализу, флегматизации, аварийной выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров и его тушению (при необходимости) в подсилосном пространстве и эвакуации в безопасную зону.

При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться методическими документами по проведению оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах. При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение аварийно-спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны аварийной ситуации, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещения вреда здоровью людей, материального ущерба и прочее.

По результатам расчетов рекомендуется составлять соответствующий перечень, в котором отмечаются аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, инструменты, материалы и приспособления, используемые для выполнения аварийно-восстановительных работ, приборы, оборудование и техника для проведения работ по газовому анализу, измерению температуры, флегматизации и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров, с указанием количества и места хранения, в том числе мероприятия по содержанию (хранению) данных средств.

Материально-технические средства, задействованные в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий, используются только для обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.


Рекомендации по изучению Планов

Разработанные Планы (их копии) рекомендуется хранить у ответственного руководителя, в оперативном штабе, у главного инженера (механика, технолога, энергетика) или у иного должностного лица, в обязанности которого входит выполнение инженерно-технических функций, лица, оповещающего об аварии, начальника нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварии на объектах, в соответствии с внутренними распорядительными документами организации. У начальников производственных цехов, смен, сменных мастеров организации находятся выписки из соответствующих разделов Планов, касающихся зоны их ответственности.

Места хранения Планов (копии и их выписки) определяются внутренними распорядительными документами организации.

Планы изучаются всеми ответственными должностными лицами, специалистами, производственным и медицинским персоналом, членами нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии такого формирования) в части, определяющей их действия и взаимодействие с другими подразделениями в условиях аварии. После изучения Планов в установленном в организации порядке рекомендуется проводить внеочередную проверку знаний в комиссии организации или подразделении организации. Состав комиссии, а также порядок проверки знаний и оформления ее результатов рекомендуется определять внутренними распорядительными документами организации.

Ответственность за организацию своевременного и качественного изучения и проверки знаний Планов в целом по организации рекомендуется оставлять за руководителем организации, а в подразделении организации возлагать на руководителя подразделения.

Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях согласно Плану рекомендуется проводить квалификационной (экзаменационной) комиссией эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний (не реже одного раза в 12 месяцев), а также во время учебно-тренировочных занятий.

Также рекомендуется осуществлять внеочередную проверку знаний Планов при его пересмотре, переводе работников организации на другое рабочее место, а также в случае их неквалифицированных действий в ходе проведения учебно-тренировочных занятий.


Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий

В целях отработки действий, предусмотренных Планом, и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.

В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:

  • цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана);
  • сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом;
  • состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;
  • исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;
  • порядок проведения учебно-тренировочного занятия;
  • перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);
  • местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.

При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:

  • реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;
  • создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений), и максимально приближенной к реально возможной;
  • технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;
  • демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;
  • исключение при подготовке и проведении учебно-тренировочных занятий возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к инициированию инцидентов или реальных аварий, травмированию персонала, материальному ущербу, какому-либо изменению состояния безопасности объектов, нанесению ущерба окружающей среде и селитебным зонам.

Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, в том числе:

  • порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
  • порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом;
  • действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);
  • вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);
  • вызов и прибытие руководителей и специалистов организации;
  • время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;
  • соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану;
  • в случае пожара - возможность организации подачи воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;
  • знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.

По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.

Для оценки готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии рекомендуется создавать комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации, формирование которых рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации.

Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:

  • подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;
  • наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;
  • наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, правильности их размещения и применения работниками организации;
  • состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;
  • наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;
  • состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).

По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.

В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.

Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.

При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.

Рекомендуемая периодичность проведения учебно-тренировочных занятий - не реже одного раз в год для каждого опасного производственного объекта (посезонно, в зимнее и летнее время), с фиксированием результатов проведения указанных занятий в журнале.

Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 29.11.2018) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Трифонов Г.С., научный консультант редакции журнала.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий