При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, промышленное проектирование, обследование зданий и сооружений в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

10.12.2014

Глава Ростехнадзора: в РФ упало качество экспертизы промбезопасности

Некоторые выдержки из интервью руководителя Ростехнадзора Алексея Алешина "Интерфаксу".

"- В этом году, наконец, в полном объеме вступил в силу закон о промышленной безопасности. Расскажите, как это повлияет на работу российских промпредприятий и облегчит ли работу сотрудникам Ростехнадзора?

- С 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора дифференцирована с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на опасных производственных объектах. Общее количество проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, сократилось почти на 30%. Ресурсы, которые освободились, направлены на повышение эффективности режима постоянного государственного надзора.

Проведена перерегистрация опасных производственных объектов с присвоением классов опасности, при которой широко использованы современные формы электронного взаимодействия с эксплуатирующими организациями. Количество зарегистрированных Ростехнадзором опасных производственных объектов (ОПО) в соответствии с изменившимися критериями сократилось на 47%.

Часто складывается впечатление, что Ростехнадзор мешает бизнесу своими бесконечными проверками. Это не так. Хочу отметить, что у Ростехнадзора нет одинакового подхода ко всем предприятиям, а проверки проводятся с учетом степени опасности объектов. Напомню, что ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на I, II, III и IV класс опасности.

В отношении опасных производственных объектов I или II класса, а это объекты чрезвычайно высокой и высокой опасности, установлен режим постоянного государственного надзора. Но на опасные производственные объекты III класса - это объекты средней опасности, наши инспектора приходят с проверкой не чаще чем один раз в течение трех лет. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки Ростехнадзором вовсе не проводятся.

Кроме того, создан правовой режим, при котором проектировщик строящегося или реконструируемого опасного производственного объекта может заложить индивидуальные для конкретного объекта требования по его безопасной эксплуатации, обосновав их с помощью анализа риска аварии.

Для бизнеса реализация этих новаций стала серьезным снижением "административного" пресса. Существенно сократились и коррупционные риски во взаимодействии со службой.

Если говорить о динамике аварийности и смертельного травматизма в области промышленной безопасности, то она характеризуется в целом стабильными показателями. Так, количество аварий на поднадзорных опасных производственных объектах за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилось на 13%, количество несчастных случаев со смертельным исходом почти на 20%.

Мы внимательно следим за ситуацией и по результатам мониторинга готовим ряд предложений по настройке системы государственного регулирования. Так, например, перерегистрация опасных производственных объектов выявила неоднозначность используемых в законе о промышленной безопасности критериев идентификации газовых сетей в качестве опасных производственных объектов. В этой связи, Ростехнадзором прорабатывается ряд "точечных" корректив законодательного плана.

- В связи с этим, какие подзаконные акты надо дополнительно принять, чтобы закон о промышленности заработал на 100%? Когда это произойдет?

- Закон работает в полной мере. Для его реализации утверждено девять постановлений правительства РФ, двадцать четыре федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В плановом режиме ведется корректировка ряда технических и организационных требований промышленной безопасности - с учетом развития технологий, с одной стороны, и уроков происходящих аварий - с другой.

Необходимо отметить, что Ростехнадзором совместно с бизнес-сообществом и научными организациями ведется разработка методологической базы анализа риска. По состоянию на сегодняшний день утверждены две методики в формате руководства по безопасности - методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности и методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, готовятся к утверждению еще девять методик.

- Ростехнадзор с этого года перестал утверждать заключения промышленной безопасности. Не приведет ли это к снижению уровня экспертиз и, как следствие, к техногенным авариям? Какие меры предпринимает Ростехнадзор, чтобы бороться с безответственными посредниками, которые активно начали занимать нишу для утверждения заключения промышленной безопасности?

- Действительно, Ростехнадзор с 1 января 2014 года не утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности, а регистрирует в уведомительном порядке. При этом вопросы подтверждения надлежащей компетентности экспертов и экспертных организаций до настоящего времени не решены. Мы сталкивается с тем, что качество проведения экспертизы промбезопасности значительно ухудшилось.

Система экспертизы промышленной безопасности была создана в конце 80−х годов прошлого века, когда в стране сложилась тяжелая экономическая ситуация, вынуждавшая промышленные предприятия использовать устаревшее и изношенное оборудование, пренебрегать вопросами безопасности. Проведение экспертизы позволило избежать возникновения большинства аварийных ситуаций, способных привести к риску для здоровья и жизни людей, а также серьезным материальным потерям.

Государственное регулирование экспертизы уже более 20-ти лет осуществляется путем лицензирования Ростехнадзором деятельности экспертных организаций. За эти годы трижды в сторону снижения менялись лицензионные требования к соискателю лицензии. Если первоначально соискатель был обязан представить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих материально-технической базы, специалистов, лаборатории неразрушающего контроля, нормативно-методической базы, то в настоящее время - достаточно подтвердить лишь наличие одного аттестованного эксперта. Причем это касается даже тех экспертных организаций, которые занимаются исключительно диагностированием технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Столь низких требований для допуска на рынок нет ни в одной иной области оценки соответствия.

Низкие требования способствовали появлению на рынке экспертизы большого количества непрофессиональных, некомпетентных, а попросту мошеннических компаний, которые не имеют ни диагностического оборудования, ни соответствующих специалистов, но берутся проводить экспертизу самой высокой степени сложности. По самым скромным оценкам таких организаций на рынке экспертизы не менее 30%. Честно работать на рынке экспертизы стало невыгодно. Зачем покупать дорогостоящее диагностическое оборудование, платить достойную зарплату экспертам, тратиться на командировочные расходы, если действующая система регулирования позволяет взять аналогичное заключение и продать его заказчику?

Отмечу, что низкое качество экспертизы в условиях роста роли этого института в обеспечении промышленной безопасности формирует крайне негативный тренд. Формальное оформление бумаг без какой-либо реальной диагностики и анализа чревато резким "всплеском" аварийности. "Ключом" к решению этих проблем Ростехнадзор видит создание качественно новой системы аттестации экспертов и повышение лицензионных требований к экспертным организациям.

К первостепенным задачам по реформированию системы экспертизы, требующим немедленного решения, следует отнести: разработку новой и актуализацию существующей нормативно-методической базы экспертизы с учетом отраслевой специфики объектов экспертизы; создание механизмов очистки рынка экспертизы от недобросовестных участников, установление порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности."


Полностью текст интервью смотрите на сайте издания "Интерфакс".

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Ростехнадзор"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий